В дошкольном образовательном учреждении реализуется право ребенка на образование, гарантированное государством. С позиции Конвенции право на образование включает в себя следующие аспекты:
- Возможность посещать образовательное учреждение;
- Создание условий для образовательной деятельности;
- Содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе;
- Отношения между участниками образовательного процесса, основанного на уважении человеческого достоинства.
Рассмотрим, как это право реализуется в системе дошкольного образования.
Система дошкольного образования в настоящее время оказывает образовательные услуги, ориентированные на различные группы населения, имеющие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Для обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения родительская плата составляет 20 % от стоимости содержания ребенка в ДОУ. Кроме того, введены льготы многодетным семьям - оплата за пребывания ребенка составляет 50%. Бесплатно посещают дошкольные учреждения дети-инвалиды, опекаемые дети. Имеются льготы для родителей воспитанников из малообеспеченных семей и матерей-одиночек, чей доход не превышает установленного прожиточного минимума. В независимости от того пользуется ли семья льготами – все родители получают компенсационные выплаты части родительской платы от 20 до 70 %.
В детском саду созданы условия, которые отвечают санитарно-гигиеническим и здоровьесберегающим требованиям. С целью обеспечения качества образования педагогами используются программы и педагогические технологии, рекомендованные государственными органами управления образованием, а так же авторские разработки и программы, утвержденные Советом педагогов.
Все комплексные и парциальные программы, а также предлагаемые авторами педагогические технологии, реализующие поставленные в этих программах задачи, направлены на достижение в ДОУ следующих прав ребенка:
- Право на охрану здоровья (закреплено в ряде нормативных документов органов образования, здравоохранения, надзорных органов в качестве норм питания, режима, физической культуры, санитарно-гигиенических условий содержания детей и др.);
- Право на игру, отдых и развлечения;
- Право на приобщение к искусству;
- Право на сохранение своей индивидуальности.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка в самый ответственный период его жизни, необходима каждодневная работа в семье и ДОУ. Кроме того, в Законе «Об образовании» указанно, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье, личностные качества является ведущим направлением работы ДОУ. Определенный уровень охраны здоровья детей, а точнее, уровень стабилизации его состояния обеспечивается традициями системы дошкольного образования. Оздоровительные и лечебные процедуры органично включаются в процессы ухода, воспитания и даже обучения, поэтому осуществляются порой эффективнее, чем в медицинских учреждениях. Качественному улучшению здоровья детей способствуют следующие факторы:
- совершенствование содержания образовательного процесса (внедрение педагогических технологий личностно-ориентированного образования детей с учетом особенностей их развития, предусматривающим дифференциацию их воспитания и обучения);
- правильная организация педагогического процесса (исключение перегрузок детей занятиями, регламентирование учебной нагрузки с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка);
- использование различных оздоровительных мероприятий (динамические паузы, дни здоровья, пешие переходы, элементы спортивных игр, досуги и развлечения и др.).
Практика показывает, что именно в дошкольном возрасте работа по сохранению и укреплению здоровья детей и коррекция различных недостатков в их развитии особенно эффективны, дает положительную динамику и хорошие результаты.
В детском саду ребенок может и должен играть. Для этого в детском саду разработана программа «Игроцветик» по организации и руководству игровой деятельности.
О значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Право ребенка на игру должно соблюдаться и в каждой семье. Но иногда родители думают, что ребенок должен играть самостоятельно, а их задача приобретать для него игрушки. Однако ребенок не проявляет к ним интереса. Гораздо охотнее играет на компьютере или смотрит телевизор. А родители считают, что компьютерные игры могут решить все задачи, связанные с развитием ребенка. Необходимо стимулировать в дошкольном детстве именно игровую деятельность, полноценное развитие которой становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении семьи и детского сада.
Так же в дошкольных учреждениях реализуется право ребенка на защиту и помощь. Анализ состояния дел на местах по соблюдению прав ребенка в ДОУ представляет сложившуюся ситуацию в достаточно благоприятном свете. До настоящего времени в России не зарегистрировано ни одного случая привлечения работников ДОУ к судебной ответственности за совершение по отношению к ребенку, каких бы то ни было форм насилия. Но воспитатели не преднамеренно игнорируют ряд направлений в работе с детьми. В первую очередь это связанно с тем, что с каждым годом в массовой практике детских садов появляются все больше «проблемных» детей. К ним относятся дети с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность), эмоционально-личностными расстройства (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность), которые в той или иной степени обнаруживаются у каждого ребенка.
К основным направлениям работы ДОУ по соблюдению права ребенка на защиту и помощь относятся следующие:
- своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения в семье;
- профилактика жестокого обращения с детьми:
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- работа по коррекции детско-родительских отношений;
- работа по предотвращению нарушения прав ребенка взрослыми.
В условиях детского сада данное направление работы осуществляется через реализацию различных форм взаимодействия с родителями воспитанников:
- родительские собрания, дни открытых дверей, наглядная пропаганда, анкетирование;
- праздники, развлечения, выставки творческих работ, мастер-классы;
- составление социальных паспортов групп;
- работа общественного инспектора по защите прав детства из числа педагогов.
Исполняя свои обязанности, общественный инспектор осуществляет:
- - изучение личности несовершеннолетних воспитанников, собирает необходимую информацию об условиях его жизни;
- проводит профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние дети;
- обеспечивает постановку на учет в образовательном учреждении несовершеннолетних детей, нуждающихся в материальной помощи, воспитывающихся в многодетных или неполных семьях, защиту их прав;
- производит первичное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также детей, родители которых не обеспечивают им надлежащего воспитания, и представляет в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства акты обследования с заключениями по результатам проверки;
- осуществляет систематический контроль над детьми, переданными под опеку (за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, выполнением опекунами своих обязанностей), а также оказывает всестороннюю помощь;
- обращаться в общественные, государственные и муниципальные органы по вопросам защиты прав и интересов детей, разрешения социальных и личных проблем семьи;
- посещает семьи и проводить опрос родителей, связанный с воспитанием и защитой прав несовершеннолетних;
- устанавливает связь с организациями, учреждениями, где ранее работали или работают родители, опекуны.
Таким образом, становится очевидным, что ребенка посещающего дошкольное учреждение можно считать защищенным от насилия и несоблюдения правовых норм в его отношении. Но еще требуется большая работа по повышению нормативно-правовой, педагогической культуры педагогов для того, чтобы все формы защиты, предусмотренные Конвенцией и нормативно-правовыми документами, были реализованы как в ДОУ, так и в семье.